О народных промыслах

Хочется еще раз привлечь внимание к проблеме реального (не музея) возрождения наших народных промыслов. В частности – Палеха и Федоскино. Очевидно, что именно системные проблемы мешают им снова начать позитивно развиваться – нет идейной стратегии. Пойдем с начала. Палех возник напрямую из иконописи, и как иконописная мастерская. Федоскино, хоть и разрабатывало в основном более светский жанр, но в технике-технологии также напрямую вытекает из русской иконописной школы, идущей корнями к Рублеву. Не секрет, что после революции идо 50ых годов 20 века, иконопись была заменена советскописью – вместо Святых изображались красные буденовцы, вместо Саваофа – старец, читающий (только уже свое «писание») мальчику в красном галстуке. Тройки (напрямую от Троицы) и Аленушки у берез – не переходя (до конца) в глубинную сказочность (ибо неизбежна тогда ассоциативность все с тем же Писанием – например – бой на Калиновом мосту Ивана со Змеем Поганым, есть не что иное, как Георгий Победоносец, на известной иконе. Кощей просто «бредит» вавилонской блудницей сидящей на Звере, в - Аленушках – неизбежно просматривается Богородица, скорбящая о своем Сыне. Кроме древнейших, еще дохристианских, вполне возможно – индо-иранских корней всего русского (да и просто европейского) эпоса (прямые ассоциативные образы – у Екклезиаста – разбитый кувшин у источника, у Давида – чаша – и то и другое потом взято суфиями в свои базовые символы), и что тут первичнее? Библейское влияние на Ближний Восток или именно древнеиранское влияние на Библию? Скорее всего и то и другое. Короче говоря очень трудно вычленить «безобидное» с точки зрения какой-либо доктрины из любого эпоса, такое адаптировано-«толерантное» (кастрированное) ко всему, особенно к религии Потребления. Именно поэтому, вместе с ходом 20 века, творческая (т.е. всегда идейная составляющая) обозначенных промыслов постепенно заменялась копированием «уже известных» и «привычно-безобидных» (хотя береза и культовое дерево, между прочим), как 100 песен Римского-Корсакова – «калинкой-малинкой» под «Березкой» - валютным магазином. Как определение – «политически грамотен» – заменилось к 60ым – «участвует в общественной работе» – и т.д. 
Рассмотрим теперь экономку этих предприятий, неизбежно вытекающую из общей идеологии страны. Если иконопись была экономически востребована до революции, советскопись до 40-50, то после 55ых практически все промыслы были переориентированы – именно как сувенирная продукция за бугор. И то, что предложение купить «за ним» нечто «традиционное» из «дикого» СССР имело некоторый спрос (хоть предполагаю и здесь были натяжки), напоминает общий перекосный уклон в планирование центра – базы всей экономики – как именно экспортная торговля, что до сих пор не изжито и в других сферах, и крайне тормозит  сейчас развитие нормальной экономики – где в начале – основа – самосбыт и только уже потом излишки – на экспорт. Что позволяет манипулирование политическими стратегиями из-за границы России, постоянно шантажируя уменьшением/удешевлением экспортных доходов нашего бюджета, и бюджетов наших компаний. После уничтожения СССР общий спрос на сувениры резко упал, прежде всего «за бугром», а внутри страны он уже в 60е был очень слабым – ибо это стало сувениром для чужих, а не необходимостью для своих. Посему вывод напрашивается сам.
ЧТОБЫ ВОССТАНОВИТЬ ЭКОНОМИКУ ПРОМЫСЛОВ НУЖНО ВЕРНУТЬ ИМ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ, ВОСТРЕБОВАННОЕ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ – т.е. СНОВА завязать и состыковать их с РПЦ. В Палехе нужна снова иконопись на 90% (даже с росписью иконостасов строящихся храмов и т.д.), а в Федоскино творческая реализация бытово-сказочных сюжетов, опять таки на христианской доктрине. Более того именно в Федоскино может быть сделан упор: на житийные сюжеты, библейские сюжеты и их сказочно-фольклорную интерпретацию – Голубиная книга, например. Летописные эпизоды, исторические эпизоды, эпизоды новейшей истории – в рамках характерного стиля-приема письма и именно православного угла зрения. Все это должно начать продаваться в церковных лавках и иметь широкий ценовой диапазон – от совсем бюджетных миниатюр, до дорогих ларцов – подарков на уровне губернатора и выше. Должна быть восстановлена МОДА на подобные вещи, особенно у тех, кто хочет именовать себя у нас элитой. Именно на них был сориентирован в свое время Лукутин. Русские купцы почитали ЗА ЧЕСТЬ иметь у себя поистине ШЕДЕВРЫ отечественного творчества и, кстати, технологии. Технология же должна быть усовершенствована, причем без потери стиля-качества и именно для товара – нижней ценовой категории – что будет по сути такой визиткой-затравкой, т.е. предподготовка таких изделий должна стать более автоматизирована, а средний и дорогой сегменты – останутся полностью на старинно-традиционной технике изготовления от А до Я. Таким образом для полноценного восстановления и развития ВСЕХ народных промыслов в России необходимо:
1. Идеологическая составляющая – генерирующая НОВОЕ ТВОРЧЕСТВО, а не только калькирование с того, что уже давно было. При этом это новое творчество в технико-художественных приемах должно быть НЕИЗМЕННО. Как в иконописи как раз.
2. Налаживание сбыта-оборота подобной продукции от церковных лавок, до сувенирных лотков на авиалиниях и тд., от бытовых сетей-супермаркетов, до специализированных салонов народного творчества и истории России.
3. Организационное административно-хозяйственное пересечение, а где-то и полностью управление – завязанное с РПЦ, совмещенное с коллективными органами управления из самих работников всех звеньев этих предприятий. 
4. Государственные целевые программы развития – именно в рамках подобной организации производства и его сбыта – выходящие на рентабельность, пусть и в самом малом проценте – но сразу. Через месяцы, без фейков-профанаций по распилу с обещаниями к 55 году.
У народного творчества в России большое будущее. Надо помнить, что кроме создания прекрасных произведений и качественных товаров – это еще и ДУХОВНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ всех прилегающих к такому производству поселений и т.д. Это не только трудовые места, но, прежде всего, КУЛЬТУРНЫЙ ПОДЪЕМ РЕГИОНА В ЦЕЛОМ, это центры культуры и передачи знаний, не только самого ремесла – но и вообще исторического КОДА РОССИИ.

© Семенов Д.Б. (Учин) 2019

К оглавлению...

Загрузка комментариев...

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Размещение наших материалов без разрешения администрации — запрещено.

 

Художественный руководитель — Денис Семенов (Учин)

«Театр Музыкальной Драмы» п/р Дениса Семенова (Учина), Семенов Д.Б. © 2004—2024г.

Работает на InstantCMS